Галкина Э.М.

Программа по музыке для 5-8 классов

общеобразовательной школы

 

5 класс


Тема года:

Русская классическая школа.

I четверть


"Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?".
Задачи:
(1 – 2 четверти): учитель должен показать связь профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством. Знакомясь с музыкой величайшего русского композитора, "отца русской оперы" М.И.Глинкой, учащиеся узнают о тесной связи двух видов искусства – музыки и тературы. Закрепляются понятия: музыкальная форма, опера, музыкальная фантазия, ария. Вводятся новые понятия: вокализ, либретто, увертюра и другие.
В вокально – хоровой работе закрепляются исполнительские навыки. Используются произведения высокого художественного уровня, доступные детям данного возраста.
1 урок.
С.В.Рахманинов "Вокализ",
М.И.Глинка "Жаворонок" - разучивание.
2 урок.
М.И.Глинка "Жаворонок".М.И. Глинка, его жизненный и творческий путь.
"Камаринская". "Жаворонок" Глинки – Балакирева.
3 урок.
"Жаворонок" Глинки – Балакирева – повторение.
"Жаворонок" Глинки – исполнение.
Вступление к опере "Иван Сусанин". Либретто оперы.
4 урок.
Увертюра к опере "Иван Сусанин" – повторение.
Польский акт в опере "Иван Сусанин" – слушание.
"Жаворонок" – исполнение наизусть.
5 урок.
"Польский акт" – повторение.
"Ария Антониды" – слушание.
"Попутная песня" – разучивание.
6 урок.
"Ария Антониды" – повторение.
"Ария Сусанина" – слушание.
"Попутная песня" – разучивание.
7 урок.
"Ария Сусанина" – повтор.
Хор "Славься" – слушание
"Попутная песня" – вокально-хоровая работа.
8 урок.
Хор "Славься" – повтор.
"Вальс-фантазия" – слушание.
"Попутная песня" – исполнение.
9 урок.
ЗАЧЁТ.

II четверть


"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?"
Продолжить знакомство с музыкой М.И.Глинки. Связь его творчества с поэзией А.СМ.Пушкина. Обращать внимание учащихся на музыкальную характеристику образов ( Людмила – сопрано, Фарлаф - баритон, марш Черномора – колокольчики).
1 урок.
М.И.Глинка – создатель оперы на сказочный сюжет.
История создания оперы "Руслан и Людмила".
Увертюра к опере – слушание.
"Ты откуда, музыка?" – разучивание.
2 урок.
Увертюра – повтор.
Каватина Людмилы – слушание.
"Ты откуда, музыка? – разучивание.
3 урок.
Каватина Людмилы – повтор.
Сцена Фарлафа и Наины – слушание.
"Ты откуда, музыка? – исполнение.
4 урок.
"Рондо Фарлафа" – повтор.
"Марш Черномора" – слушание.
"Ты откуда, музыка? – наизусть.
5 урок.
Марш Черномора" – повтор.
"Восточные танцы" – слушание.
"Утренняя песенка" Ю.Антонова – разучивание.
6 урок.
"Восточные танцы" – повтор.
"Ах ты, свет Людмила" – слушание.
"Утренняя песенка" Ю.Антонова – разучивание.
7 урок.
ЗАЧЁТ. Проверить знание учащихся музыки М.И.Глинки.
Исполнение песен.

III четверть.


Тема полугодия:
"Музыка и живопись. Народная музыка в творчестве композиторов XIX века. Вклад "Могучей кучки" в развитие русской классической музыки".
Задача: значение сказки в жизни каждого народа. Великий композитор – сказочник Н.А.Римский-Корсаков. А.П.Бородина можно назвать композитором – баталистом, который воплотил в музыке богатырскую тему не только на основе русских былин, но и используя исторический материал. Он показал силу, непреклонный характер русских людей. Дети рисуют иллюстрации к музыке указанных композиторов.

1 урок.
Н.А.Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка". История создания. Либретто. Факты из жизни композитора.
Сцена из 1 действия – слушание.
"Песня Леля" – разучивание.
2 урок.
Сцена из 1 действия – повтор.
"Песня Леля" – разучивание.
Сцена таяния Снегурочки – слушание.
3 урок.
Сцена таяния Снегурочки – повтор.
"Песня Леля" – исполнение.
"Ой, ты тёмная дубравушка" – слушание.(Опера "Садко"). Либретто оперы.
4 урок.
"Ой, ты тёмная дубравушка" – повтор.
"Высота ль, высота поднебесная" – слушание.
"Колыбельная Волховы" – разучивание.
5 урок.
Песни гостей в опере "Садко" – варяжского, индийского, веденецкого – слушание.
"Колыбельная Волховы" – разучивание.
6 урок.
Песни гостей в опере "Садко" – повтор.
"Колыбельная Волховы" – наизусть.
"Сеча при Керженце" – антракт из оперы "Сказания о невидимом граде Китеже" – слушание.
7 урок
"Сеча при Керженце" – повтор.
"Шествие из оперы "Золотой петушок" – слушание.
"Ты слышишь, море?" – разучивание.
8 урок.
"Шествие из оперы "Золотой петушок" – повтор.
"Шахеразада" – симфоническая сюита – слушание фрагментов 1 и 2 частей.
"Ты слышишь, море?" – разучивание.
9 урок.
"Шахеразада" –слушание фрагментов 3 и 4 частей.
"Ты слышишь, море?" – наизусть.
10 урок.
Обобщающий урок "Музыка Н.А.Римского-Корсакова".
Исполнение песен.

IV четверть.


Тема:

А.П.Бородин – продолжатель традиций М.И.Глинки. Былинный склад (стиль) его музыки.

1 урок.
"Богатырская симфония" – исполнение главной темы.
"Спящая княжна" – слушание.
"Улетай на крыльях ветра" – разучивание.
2 урок.
"Богатырская симфония","Улетай на крыльях ветра" – вокально-хоровая работа.
Пролог из оперы "Князь Игорь" – слушание. Либретто оперы.
3 урок.
Пролог из оперы "Князь Игорь" – повтор.
"Ария князя Игоря – слушание.
"Улетай на крыльях ветра" – исполнение
.4 урок.
"Ария князя Игоря – повтор.
"Улетай на крыльях ветра" – наизусть.
"Половецкие пляски" – слушание.
5 урок.
"Половецкие пляски" – повтор.
Квартет – слушание.
"Хорошо, что есть каникулы" – разучивание.
6 урок.
"Хорошо, что есть каникулы" – исполнение.
Концерт-загадка из музыки А.П.Бородина.
7 урок.
Игра "Угадай мелодию и автора" (по произведениям года).