Творчество как способ осмысления жизни

(урок по ОПК, 11 класс)
Эпиграф:
Труд и знания создают «вторую» природу – она и есть культура в точном и подлинном смысле этого понятия.
А.М.Горький

Цель урока: Раскрыть значение творчества как одного из способов познания мира, жизни, ее прошлого, настоящего и будущего.

Задачи: Что такое творчество, творческий труд, его значение в жизни человека. Знакомиться с взглядами и высказываниями о творчестве деятелей литературы, искусства и философии.
Обсудить «Притчу о талантах» как яркий пример творческого подхода к делу. Связь творческого труда и культуры.

Записываем определение: Творчество – это деятельность, рождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью. Попробуем все вместе осмыслить и понять это определение. Назовите виды творчества, каким оно бывает?

(Учащиеся называют труды артиста, певца, учителя, художника, ученого).А если посмотреть на труд плотника, токаря, врача, шофера, летчика?
Можно их труд назвать творческим? ( учащиеся дают разные ответы. Одни считают, что ежедневно выполняют одну и ту же работу, повторяя одни и те же движения, а другие – отстаивают точку зрения противоположную, т.к. любой труд может быть творческим, смотря как к нему относиться, равнодушно или с желанием сделать хорошо и красиво).

Например, Николай Рерих писал, что человеку в этом мире присущи две истинные радости: «радость творчества и радость красоты». У него есть сказка, называется она «Детская сказка».
(Дается в сокращении)
« В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У него была дочь, невеста. Царевна далеко славилась лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её.
Среди этих женихов были князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы… были разные люди… Но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришел он.
Он хорошо умел петь… В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю».
Один нес большую тяжелую красную книгу со своей родословной. Другой - предлагал разные драгоценности и золото. Но вот подошла очередь певца.
«Что же ты принесешь жене своей? – спросил царь.
-Веру в себя, - ответил певец… Певец пел о том, что можно вписать свое имя в красную книгу, усыпать золотом свои покои и этим закрыться от мира.
А он свободен. «Обожди», - прервал певца царь, - но имеешь ли ты право верить в себя?
«Я верю в себя, - продолжал он, - и эта вера ведет меня вперед. И царевна ответила:
«Хочу верить в себя, хочу идти далеко, хочу с высоты горы смотреть на восход!..»
Почему царевна предпочла певца, а не богатых и знатных женихов?
(Учащиеся отвечают, что только свободный человек может трудиться творчески и труд его будет производительным, будет доставлять радость людям И, наверное, еще потому царевна выбрала певца, потому что он творец и каждый день будет чем-то отличаться от другого).

Рассмотрим теперь вопрос о первоисточниках творческого вдохновения. Различное отношение к этому вопросу дали античные философы – Платон и Аристотель. У художника Рафаэля Санти есть фреска, которая называется «Афинская школа», в центре картины стоят философы – Платон, который рукой показывает на небо, и Аристотель – который показывает на землю.
Одно это уже говорит о различии мнений по поводу сущности человека. Платон в трагедии «Федра» описывает поэтический экстаз героини, Она стремиться свою душу освободить от оков плоти, чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину.
Это говорит о творческом прозрении, невидимом в мире реальных отношений. Это происходит иногда бессознательно, интуитивно.
Аристотель, останавливаясь на определении искусства как способа подражания природе, является представителем более реалистического понимания процессов творчества. С этой точки зрения творчество сводится к реальному, осознанному пониманию внешнего мира.
Мы часто можем слышать, что о талантливых людях в любой области деятельности говорят: « Ему послан дар от Бога». Постарайтесь объяснить данное высказывание.
(Говорят, что все дети рождаются с одинаковыми способностями. Но не все становятся музыкантами, художниками, врачами, изобретателями. Возражение: но каждый ребенок попадает не в одинаковые условия воспитания, поэтому развиваются какие-то отдельные наклонности его).
Да, верно. Давайте рассмотрим вопрос о том, что творчество – это созидание нового. Зависит ли творчество от личности человека, его индивидуальности, от его труда и таланта. Вспомним притчу о трех талантах. Как поступил каждый раб, получив разное количество денег?
(Первый и второй рабы приумножили свои таланты, а третий раб - не захотел трудиться.)

Какое заключение можно вывести из этой притчи? В чем же первоисточник творчества – бессознательное, непроизвольное действие, или акт творчества – это процесс прояснения сознания?
( Учащиеся пытаются объяснить, что прежде, чес что-то создать: нарисовать картину, сделать научное открытие, написать музыку, выточить деталь на станке. Надо хорошо все обдумать, осознать, что именно ты будешь делать).
Можно сказать, что Господь всем дает способности, а человек должен приложить определенный труд для развития этих способностей.
Таким образом, как я вас понимаю, творчество зависит от осмысления самой жизни, от восприятия мира, в котором он живет.
Но почему в притче о трех талантах хозяин отдает неиспользованный талант первому рабу, а не второму? (Наверно потому, что первый смог удвоить большее число талантов, значит, удвоит и еще один талант).

К сожалению, многим людям свойственно подменять творческий созидательный процесс накопительством материальных благ.
Это особенно стало заметно в посткоммунистическом обществе. Одни люди «делают деньги», а другие – наоборот, не бросают свои профессии: философы, ученые, художники, учителя и т.д. Они тратят время на то, чтобы творить, даже если за это им не платят или платят немного.
И попади такой человек с высоким интеллектом в коммерцию, многие «деловые мальчики» остались бы не у дел. Так что же останавливает такого человека, почему он влачит жалкое существование, но не идет «делать деньги»?
( Ответы учащихся разные: не умеют, считают унизительным дл себя торговлю, нравится свое дело и не хочется ему изменять и т.д.) Не просто нравится то или иное дело. А такой человек – настоящий творец!
Ему тяжело конечно, его ругают дома жена и дети, и приходится где-то подрабатывать, но такой человек никогда не предпочтет зарабатыванию денег и улучшению собственного быта радости творчества. Для такого человека – творчество – смысл его жизни.

Только тот человек живет полноценной жизнью, который занимается любимым делом, который старается максимально использовать свой талант на благо общества. Творчество обогащает душу человека, наполняет жизнь определенным смыслом.

Мне хочется закончить урок стихотворением В.Н.Григорьева (1803-1876 г.г) «Река жизни».

Из стран Рождения река
По царству Жизни протекает,
Играет бегом челнока
И в Вечность исчезает.

В ней редко видишь тиштну
И редко струн успокоенье,
Но чаще бури быстрину,
Волны с волной боренье.

Не отдыхая, Жизнь плывет
По сей реке туманной
И борется с волнами бед
До пристани желанной.

Лишь Муза с берега глядит
На изнуренье Жизни хилой
И розами ей путь кропит
Окрест кормы унылой.

О, муза, спутник дней моих,
Будь неизменный мой вожатый!
Твой взгляд умножит радость их
И облегчит души утраты!

Вернемся к нашему эпиграфу. Что является основой для творчества человека любой профессии? Советский ученый Конрад Н И. высказал такую мысль, что нас создает то, что создаем мы. То что мы создаем и воспитывает нас.

Таки образом, можно сказать, что творческая деятельность бытия и сознания – есть культура, что по своей сути является «второй природой».

Рефлексия: Какое из прозвучавших произведений на уроке больше всего подтверждает необходимость творческого начала для человека?

Что двигает прогресс? (унылая жизнь или стремление к новому7 Какие идеи вам ближе – Платона или Аристотеля, а возможно и их двоих?


*
Предыдущий урок