8 класс. (фрагмент урока)

В начале урока звучит «Галоп» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» А.И. Хачатуряна. Это современный танец? А между тем музыка написана армянским композитором 1936 году. Заинтересовать детей содержанием драмы Лермонтова, но только первой ее части. И еще раз послушать финал «Галопа». Почему изменилась тема? Почему исчезла музыка танца? Ну потом зазвучала с прежней силой. О чем это говорит? (о том что Нина не придала этому событию, потеря браслета, ни какого значения).

На следующим уроке выписать на доске два музыкальных примера: а)первый пример из «Вальса-фантазии» М.И. Глинки, а второй из «Вальса» Хачатуряна. До 1936 года в спектакле «Маскарад» театр имени Вахтангова использовал музыку Глинки, а потом решили, что должен быть «Вальс» другого характера. Почему? Какие чувства больше вызывает «Вальс» Глинки? (не завершенности, страдания, грусти, томления).

Какие чувства у нас вызывает «Вальс» Хачатуряна? (торжества, приподнятого настроения, счастья). Какой вальс больше отвечает настроению героине? Учтите что она на маскараде. Могла Нина предчувствовать, что ее ждет дома? Так какой же вальс больше соответствует событиям маскарада Глинки или Хачатуряна?

б) Дома Нина вспоминает вальс, под который она танцевала.

Как новый вальс хорош.
В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей-
И чудное стремленье
Меня и мысль мою
Невольно мчала вдаль,
И сердце сжалося:
Не то, чтобы печаль, Не то, чтоб радость.

Можно ли танцевать с упоением под «Вальс-фантазию»? Нет. «Сердце сжалося» на подсознательном уровне, так как Нине вальс очень понравился, а тревога была где-то на втором плане.

Обобщение: Как Хачатурян разрешает сложные события, происходящие в этой драме? Встретились три вида искусства – литература, музыка, театр.