Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи с музыкой М.И.Глинки, портрет композитора.

Цель урока: Продолжить знакомство с музыкой М.И Глинки, его оперой «Руслан и Людмила».
Задача: Подчеркнуть тесную и взаимную связь музыки и литературы на примере сказок А.С.Пушкина.

Ход урока: 1. «Родная песенка» Г.Струве. Что воспето в этой песне? А почему я сказала «воспето», а не рассказано? ( Ответы уч-ся: Потому что в песне все поет, радуется, звенит. А если просто рассказать, тогда песня не получится). Какой хороший вывод вы сделали. А теперь своим исполнением подчеркнем значение музыки для стихов. ( На стенде выставка детских работ, посвященных родному городу). 2. «Ах ты свет, Людмила» - слушание. Как приятно вернуться домой после долгого путешествия. А если еще пережить те приключения, которые выпали на долю Людмилы в опере «Руслан и Людмила». Но давайте вспомним сказку А.С.Пушкина. Каким образом Людмила попала в свой родной Киев, к свои родителям. ( Людмила была заколдована и спала крепким сном).

Князья и витязи кругом Стоят унылы, гласы трубны. Рога, тимпаны, гусли, бубны Гремят над нею…

Пропеть главную тему песни «Ах ты свет, Людмила, пробудись, проснися». Как звучит этот хор: весело, с грустью, печально, с отчаянием. Что вы сами почувствовали, исполняя и слушая эту песню.

А теперь вспомним, как начинается сказка? Кто её сказывает? (Боян – народный русский певец-сказитель). Как А.Пушкин относится к единству литературы и музыки. (дети вспоминают)

Идет направо – песнь заводит, Налево. – сказки говорит.

А где в этой сказке мы еще встречаем музыку? Песни на свадьбе Людмилы и Руслана, восточная музыка помогает понять образ Ратмира, Людмила слышит песни рабынь во дворце Черномора.

3. Обобщение урока: А теперь попробуйте представить эту сказку без музыки? Мы закончили знакомство с прекрасной оперой, с её отдельными музыкальными фрагментами. Какое можно сделать заключение о связи музыки и литературы. Что она вносит в литературное сочинение? Ответы уч-ся: Музыка обогащает литературу, делает любой рассказ, повесть, сказку более жизненным, интересными, живыми.