Заключение

Свой реферат я начала рассуждением о значении прошлого в жизни человека, общества, страны. Последнее время мы часто слышим о том, что без прошлого не бывает будущего.
Сколько существует жизнь, столько человек учится на примере жизни старшего поколения и берет в свою жизнь полезное для себя, доброе, нужное и отбрасывает плохое, вредное, злое.
Но что же происходило с русской культурой и что происходит в наше время?

Приведу несколько наблюдений из собственной жизни.
Мне посчастливилось дважды побывать в городах Суздале и Владимире: в 1961г. и 1990г.
Когда я впервые приехала в Суздаль, меня поразило запустение, казалось, что город вымер: заброшенные церкви с почерневшими от времени стенами, кругом тишина и безжизненность.
Единственный человек, которого мы встретили, был сторож храма Рождества Богородицы. Мы уговорили его открыть храм. Он показал несколько старинных наличников, сиротливо стоявших в углу помещения и 2 или 3 женских боярских нарядов.
А потом мы решили посетить Успенский собор в г. Владимире. Но его нам даже не открыли.
После этой «экскурсии» я решила серьезно познакомиться с древнерусской культурой. Что скрывали от нас? Многие годы оставалось загадкой.

Второе посещение этих мест оказалось куда интереснее.
Начиная с 1985 года в городах Суздале и Владимире произошли ошеломляющие перемены. Было восстановлено все, что только уцелело после варварского уничтожения уникального по своей природе архитектурного, живописного и литературного памятника древнерусской культуры.
А г. Суздаль за восстановление и сохранность всех сокровищ города и храмов от ЮНЕСКО получил самую высокую награду – «Золотое яблоко».

Позволю себе еще одно воспоминание. Никогда не забуду, как в 1965 году, по делам службы, мне приходилось бывать в Ниловой пустыни, что находится на одном из островов озера Селигер в Тверской (Калининской ) области.
В то время там находился дом престарелых и инвалидов, которые жили в бывших кельях этого монастыря.
А во дворе стоял храм, на стене которого красовалась табличка с надписью: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». И, вместе с тем, вокруг храма была натянута проволока- ограждение с другой надписью: «Не подходить, опасно для жизни».
Что же это за государство, которое не могло сохранить то, что было, с мольбами и добрым сердцем, создано древнерусскими мастерами. ( В настоящее время там ведутся реставрационные работы).

Все это мне напоминало рассказы великих писателей о нерадивых, расточительных детях бывшего дворянства.
Вот почему я взяла темой своего реферата культуру древней Руси.

В последние 15 лет в России происходит настоящая эпоха Возрождения. Российское возрождение отличается тем, что западное Возрождение строилось на основе античной культуры, а у нас этот жизненный этап проходит через возрождение собственной культуры.
Все это говорит о том, что современному человеку, задавленному техническим прогрессом, не достает той высокой духовности, которая была присуща русскому народу.

Судьба русской культуры прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной и мировой истории.
Драматична потому, что ей пришлось пережить княжеские междоусобицы, татаро-монгольское нашествие, петровские преобразования, две мировые войны и одну гражданскую, семидесятилетнее строительство «нового мира».

Сложнее обстоит дело с музыкой. Современные песни, звучащие из каждого окна, лишены всякой нравственности, лиричности, духовности. Она криклива и безголоса, возбуждает самые низменные чувства.
Да и в школах особого внимания не уделяется музыкальному воспитанию учащихся. Сорок минут в неделю противостоят круглосуточному потоку музыкального мусора.
И все-таки надо устоять и победить, убеждать и убедить, что все настоящее – это то, что проверено временем, поэтому оно живет и приносит людям радость и поддержку в любой жизненной ситуации.

Растеряв много ценного в XX веке, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту.
Хочется надеется, что это не временное увлечение, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще А.С. Пушкин писал «Дикость, подлость и невежество не уважают прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим, …одно просвещение в состоянии удерживать новые безумства, новые общественные бедствия».

Хочется напомнить и слова немецкого поэта В. Гете:

Кто не видит вещим оком.
Глуби трех тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком
День за днем живет на свете.

Я, Галкина Эмма Михайловна, работая учителем музыки, заинтересовалась новым предметом – Мировая художественная культура. Прошла специальные курсы в Москве в 1993 году.
Считаю этот предмет удачным дополнением к урокам истории, литературы, музыки. Он не только расширяет кругозор учащегося, но и воспитывает нравственность, познания себя в этом мире, понимание особенностей жизни других народов, знание религий, основ философии и культуру народов мира.


*