Живопись древней Руси

Урок 8 – 9

Эпиграф: Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа…искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь.
Христофор Митиленский (1000-1050 г.)

Музыкальный эпиграф: тропарь Владимирской иконе Божьей Матери.

Предварительная работа с учащимися: Оборудование: магнитофон, диапроектор и слайды.
Цель урока: Знакомство с выдающимися образцами древнерусской живописи.

Задачи:
Образовательные:

Развивающие:
Воспитательные:

Ход урока:

Заслушать доклады учащихся о создателях московских храмов.
Чем украшали  и украшают стены христианских храмов?
XIV-XVI  века – это эпоха Возрождения в Западной Европе. А в России пока еще древняя эпоха, т.е. Древняя Русь.
Древнерусская живопись играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер.
Смотрим образцы древнерусской вышивки: полотенца, одежду, а также украшения бытовых предметов: прялки, ложки, чашки. Попробуем сравнить западную живопись этого периода и древнерусскую.

Посмотрим живопись художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Мазаччо, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Какие жанры изобразительного искусства получили развитие на Западе?

Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было  для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,  как любые другие обычные события человеческой жизни.

В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы. Достаточно для понимания сказанного посмотреть картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», о которой так писал русский поэт Афанасий Фет:

Вот сын ее – он – тайна Иеговы-
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.

И, преклоняясь, с Варварою готовы
Молиться ей на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства  сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о Дева! Не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.
Такой тебе, Рафаэль, вестник Бога,

Тебе и нам явил твой сон чудесный:
Царицу жен – царицею небесной.

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Поэтому эта живопись, как и архитектура Руси считалась «книгой для неграмотных».

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси  первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма.

Смотрим мозаики константинопольской Софии: образ Христа Вседержителя, образ императора Юстиниана, а затем смотрим образ Богоматери Оранты из киевской Софии, образ Дмитрия Солунского из киевского Владимирского собора.
Что общего вы находите в технике изображения? (мозаика)
Влияние какой живописи вы ощутили в этих изображениях?

Мозаики покрывали центральный купол, подкупольное пространство (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески. Например, два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов.

Шедевром «мерцающей живописи» ( так называли мозаику) были мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Сам храм не сохранился, он был разобран в 1934-35 годах. Лучшим произведением Михайловского собора является мозаичное изображение Дмитрия Солунского. Это один из «святых воинов», прославляемых церковью.

Сам храм Архангела Михаила был заложен в честь победы над половцами.  Естественно, образ воина, бесстрашного ратоборца, побеждающего супостатов был особенно дорог в ту пору русским людям. Перед учащимися с экрана предстает такой воин, с копьем и щитом, стройный прекрасный, с удивительно живыми чертами волевого лица. Образ выполнен на золотом фоне, с которым лучисто перекликается золото кольчуги.  Дмитрий Солунский – это герой русского эпоса, в ратной славе утверждающий национальное самосознание народа. В настоящее время это мозаичное полотно находится в Третьяковской галерее в зале древнерусской живописи.

Получило ли продолжение искусство мозаики в Древней Руси?
Какие художественные работы можно увидеть в церкви?
Что такое «икона»?
— Это образ!.
Почему мозаика не получила в России такого распространения, как на Западе?
— Потому что церкви в основном были деревянными.

В XI в. было создано много произведений станковой живописи – икон –( от греческого - изображение, образ). Киево-Печерские сборники жизнеописания монахов сохранили даже имя знаменитого русского иконописца этого времени - печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело».

Икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ», была выработана и жесткая система написания икон - иконографический канон. По преданию древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик).
Смотрим слайды с изображением «Спаса Нерукотворного» и знакомим  с историей появления этого изображения. (Н.А. Барская. «Сюжеты и образ древнерусской живописи», 1993 г. стр. 20)

Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, который отделяли «горний» ( божественный) мир от мира «дольнего» ( земного). Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения  пространства (обратная перспектива) и временных отношений (вневременное изображение).

Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру, «Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает» (Л.А.Успенский).

Вспомним, как назывался образ Христа в Софии константинопольской и в Софии Киевской? ( Вседержитель), почему на Руси Его образ называют Спас или Спаситель?
Вспомните русские былины.
Кто был надеждой на освобождение от врага, от недруга, от беды?
— Богатыри, они тоже спасали людей от несчастий.
Но образ  Христа Спасителя для русского человека имел еще и глубокий духовный смысл. Почему храм  в Москве, построенный во славу русского подвига в войне 1812 года, тоже носит имя Христа Спасителя?
 Почему главная башня Кремля называется Спасской? Потому что под часами находилась икона Христа Спасителя, которая была снята в годы большевистского правления).

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас)- это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Древнее и глубокое истолкование Евангелия ( само слово «евангелие» означает «благая весть»), которое Русь унаследовала от Византии, люди  понимали заключенный в нем рассказ о великом, непостижимом Боге, «вочеловечившемся» во имя людей. Соединив  со своей божественной природой всю полноту природы человеческой, он несет людям свой «завет», свою проповедь и, испытав присущие этой природе страдания, искупает человеческие грехи.

На уроке, посвященном истории жизни Иисуса Христа, необходимо использовать картины русских художников: Н.Н. Ге, И.Н. Крамского  и
А. Иванова. В этом нам помогают слайды из серии «Многогранный мир искусства» (издательство г. Рига): «Тайная вечеря», « В Гефсиманском саду», «Христос перед Пилатом».

Пусть учащиеся сами постараются прокомментировать содержание этих картин и ответить на вопросы:

Лучше всего, если эти ответы учащиеся выполнят письменно. Это позволит каждому ответить честно и откровенно, т.к. на тему религии многие дети стесняются говорить открыто в классе.

После такого просмотра картин и их анализа, один из учащихся читает стихотворение Н.Гумилева « Христос».

Он идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.

«Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй!
Вас зову я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода.

Лучше ль рыбы или овцы
Человеческой души?
Вы, небесные торговцы,
Не считайте барыши!

Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды,-
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды.

Солнце близится к притину,
Слышно веянье конца,
Но отрадно будет Сыну
В доме нежного Отца».

Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?
И идут пастух и рыбарь
За искателем чудес. 

Чтобы  создать образ того Иисуса Христа, который предстает в Евангелии, необходимо соблюсти  два  требования: передать со всей возможной точностью реальный облик человека Иисуса, о земной жизни которого рассказывает Евангелие, и одновременно раскрыть в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает.

Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Но есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, почитавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название «Спас Вседержитель». Это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием- знаком принесенного им в мир учения- и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Образ Спаса- основа всего, что изображает древнерусское искусство, всех избранных им сюжетов, всех воссозданных в нем образов. «Во всем нам подобен, кроме греха»- утверждала о Спасе древняя философская  богословская мысль.

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве, по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают, в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери – Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель,- образы его земной Матери..Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней – апокрифы, существовавшие в Палестине.

Смотрим с учащимися иконы «Владимирской Богоматери», «Донской Божьей матери», «Знамение», «Одигитрии» и др. 
Один из учащихся знакомит нас  с биографией Марии: ее родители- супруги Иоаким и Анна, происходившие из «дома Давидова». В три года ее отдают в Иерусалимский храм на воспитание. Мария дает обет вечного девства, но достигнув совершеннолетия, она не могла оставаться в монастыре и  ей подыскивают обручника (опекуна), - старца-плотника Иосифа.

В его доме в Назарете свершается «благовещение», к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у нее родится будущий Спаситель человечества.
Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения». У христиан тверда вера в то, что став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце «пронзены» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

Что меняется в настроении  М.Ю.Лермонтова,  который в своем стихотворении «Молитва» обращается к Богоматери?

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко… 

Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия -  Лука. Существует летописное известие, что создание  иконы « Умиление» тоже приписывалось  апостолу Луке и в начале XII века она была привезена в Киев из Царьграда ( так называли на Руси столицу Византии Константинополь) и подарена Великому князю Юрию Долгорукому. А князь Андрей Боголюбский тайно вывез икону из Вышгорода (близ Киева) в свою родовую Суздальскую землю, но кони, на которых везли икону, остановились во Владимире на Клязьме. С этого времени икона «Умиление» стала называться Владимирской Богоматерью.

А в самом Владимире для нее  был построен Успенский собор. Князь Андрей  украсил икону жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями, брал с собой в походы и приписывал свои победы ее благословению. Прекрасный образ стал не только символом великокняжеского единовластия, но и знаменем, объединяющим Русь.

Владимирская Богоматерь была самой чтимой иконой на Руси. На Владимирской иконе, «древнейшей песне материнства»,- по определению И.Э, Грабаря,- ее образ получил в русской иконописи особое распространение». Как пишет М.В.Алпатов, « растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными  глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной таким вдохновенным живописным мастерством,  глубоко захватил русских людей того времени… Владимирская Богоматерь вошла в историю древнерусской иконописи. «Прешла бе всех образов»,- говорит о ней летописец».

Здесь уместно попросить ребят вспомнить некоторые исторические события, которые доказывали веру людей в  заступничество этой иконы перед врагами, шедшими на Русь. (В 1395 году икона была торжественно перевезена в Москву. Случилось это как раз в тот день, когда войско непобедимого Тамерлана повернуло обратно, отказавшись от дальнейшего похода на Русь. Ее заступничеству приписывали затем отражение в 1480 г. хана Ахмата, а в 1521-м – избавление от нашествия на Москву крымского хана Мехмет-Герея.)

Мария с младенцем. Несчетны произведения искусства на этот сюжет, один из красивейших в христианской иконографии, повествующей о богочеловеке, рожденном, чтобы пострадать за грехи людей. Юная мать. Неиссякаемая в человеческом роде радость материнства. Радость великая и живительная. Но радость, всегда перемежающаяся с тревогой за будущего человека с его неповторимой судьбой, такого трогательного и беспомощного на заре жизни. А тут судьба беспримерна: мученичество, слава  и власть над душами миллионов.

Пусть на уроке учащиеся прочтут другую «Молитву» М.Ю. Лермонтова и подумают, о чем просил он Матерь Божью?  Как  поэт относится к образу Богоматери?

Я, Матерь Божья, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты воспринять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Обобщение:

Говоря об образах Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых, нельзя обойти вниманием великих живописцев, которые могли объединить в них общечеловеческую сущность и то непостижимо благостное, что несут нам  эти образы. В условиях феодального дробления в живописи, как и в зодчестве, заметнее стали проявляться региональные особенности. Так в Древней Руси появились художественные школы Новгорода, Владимира, Москвы.

Предыдущий урок | Следующий урок