III. Культура  «Всея Руси Великой»

Уроки: 6 - 7

Тема: Наша древняя столица.
Эпиграф: Где теперь Москва – столица,
Жили раньше зверь да птица. 
Н.П.Кончаловская
Музыкальный эпиграф: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Оборудование: магнитофон, слайды и таблицы с изображением кремлевских соборов, книга Н.П. Кончаловской «Наша древняя столица».
Подготовительная работа: Цель урока: Знакомство с историей Кремля, строительством каменных храмов.
Задачи:
Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Ход урока:

Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,
А вместо улиц – перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,
Где пляшет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал
Полянки вместо площадей,
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры

 Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города

И лен, и воск, и мед, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Все это были города
Руси лесистой и огромной,
Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Что для  каждого из нас значит Москва?
Учащиеся вспоминают высказывания великих  поэтов о Москве:

« Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» - писал А.С.Пушкин.
Ему вторил М.Ю Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!».
Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: « Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва», 

«Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского» - говорил писатель-философ Леонид Леонов
Ныне же Москва, как сказал современный поэт Егор Исаев, «земля земель сомноженных народов, соборный свод согласных языков».
Учащиеся комментируют каждое высказыван

Летописец не утверждал, что неутомимый основатель городов, Юрий Долгорукий, заложил Москву.
 Первое летописное упоминание - 1147 год - о Москве связано со словами этого князя, прозвучавшими в столетьях: «Придите ко мне, брате, в Москов». А в 1156 году Юрий Долгорукий «заложил град Москву», то есть, как уточняет В.О. Ключевский, окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Это был Московский кремль в первоначальном своем очертании, занимавший западный угол кремлевской горы, обрывавшейся крутым мысом к устью Неглинной у нынешних Боровицких ворот.

Выдвижение Москвы сопровождалось размахом строительства. Рядом с искуснейшими мастерами со всей Руси работали и лучшие зодчие Европы, создавая общерусский архитектурный стиль. В Кремле на месте старых храмов времен Ивана Калиты возводились новые.
Как называли стены московского  Кремля при Иване  Калите?
-Дубовый детинец.
Кто был самый главный враг дубового детинца? Конечно, огонь! Поэтому  при Дмитрии Донском появились белокаменные стены, откуда и пошло название «белокаменная Москва».

Первым на территории Кремля был построен каменный храм - Успенский собор по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти – величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством.
Подробно рассматриваем изображение каждого собора, стараясь понять особенности их архитектурных решений.

Благовещенский собор, домовую церковь великих князей, строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых стены Благовещенского собора украшены условными  портретами великих русских князей и византийских императоров.

Архангельский собор построил итальянский архитектор Алевиз Новый. В архитектуре этого храма он соединил традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV века (раковины в закомарах, орнаментальные порталы, круглые венецианские окна.) Несмотря на это, храм сохранил черты, пусть нового, но чисто русского стиля. В этом соборе – государственном некрополе – хоронили великих князей и царей.

Завершает ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари),Имевшая 500-метровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посередине.

Полный и окончательный свой облик площадь трех соборов получила лишь тогда, когда над Кремлем и всем стольным градом вознесла свою гордую главу колокольня Ивана Великого, ставшая олицетворением не только Москвы, но и всего русского народа. Много причин для того, чтобы богатырская башня называлась Ивановской. Пусть учащиеся сами подумают, почему самую высокую башню Кремля назвали Ивановской?

Иван – любимое у нас имя. Из рода в род в княжеской фамилии переходило оно, образуя чуть ли не постоянную цепочку: Иван Калита, Иван Красный (красивый), Иван Великий, Иван Грозный. Колокольный же звон отгонял нечисть, облегчая праведнику путь наверх.
В народном сознании Иван Великий стал измерителем, показателем высоты – «повыше высокого».
Когда хотели сказать о высоком молодце, то говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Строил колокольню итальянский мастер (Бон Фрязин). Современники, видимо, воспринимали башню-колокольню как венец всего, что выстроил Иван III в Кремле. Но Борис Годунов приказал надстроить два яруса и позолотить макушку. Кроме того ствол был опаясан тройной золоченой надписью, гласившей, что «храм совершен и позлощен» во  время  годуновского царствования.

Смотрим с ребятами храм Вознесения в селе Коломенском. Что новое вы находите в архитектуре этого храма? Учащиеся отмечают, что в храме нет привычного барабана с куполом (главой) и закомары имеют вид женских кокошников.

В начале XVI века в каменном зодчестве возникает новый тип шатрового храма, возродивший традицию русского деревянного зодчества.  Церковь  Вознесения была воздвигнута в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV «Грозного» – наследника престола: церковь – памятник во славу родной земли.  Вариантом шатрового храма является и собор Василия Блаженного (Покрова на рву).
Храм в честь победы над Казанью посвятили Покрову – древнерусскому празднику, символизирующему защиту. Он выполнен зодчими Бармой и Постником под стенами Кремля. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами, своеобразная многонациональная сказочная каменная поэма.

Восемь церквей, составляющих храмовый ансамбль, посвящены святым, дни празднования которых совпали с самыми упорными восемью сутками штурма Казани. Это был взлет,  вершина архитектурного гения русского народа.  Стоглавым собором 1551 г. шатровые постройки как противоречащие византийским  образцам были запрещены.И опять обращаемся к поэме Н.Кончаловской  « Наша древняя столица»

А еще в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
  Что стоит и до сих пор.

Храм Василия Блаженного –
Это чудо красоты,
Это зодчества  бесценного
Древнерусские черты.

Двое зодчих – Постник с Бармой-
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим дивным мастерам!

Обобщение:  Провожу слайд - фильм с показом соборов Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля, Пскова.
Д/З: Подготовить доклады о выдающихся итальянских зодчих, которые не только строили соборы в Москве, но и смогли проникнуться глубоким пониманием русского искусства. ( Алевиз Новый, Аристотель Фьораванти,  Бон Фрязин)

Предыдущий урок | Следующий урок