Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф:
Архитектура – это застывшая музыка.

Музыкальный эпиграф:

М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Предварительная работа с учащимися:

Оборудование:

магнитофон, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

Цель урока:

Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:
  1. Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.
  2. Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?
  3. Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.
Развивающие:
  1. Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать чувство собственного достоинства.
Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на историю русской культуры.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Ход урока:

— Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
— Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
— Да, конечно, деревянное.
— А в Византии?
— Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.

— Вот как свое восхищение константинопольской Софией выразил русский поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Айя-София»

Айя-София — здесь остнановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца
Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

— Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

— Особенно быстро начинает развиваться храмовое строительство. Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
Аксонометрическая проекция Софийского собора План Софийского собора Продольный разрез Софийского собора. Реконструкция — Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма*.

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

— О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
— София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

— Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.

— С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». ( И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).

Храм Покрова на Нерли Храм Покрова на Нерли Бориса и Глеба церковь в Кидекше. 1152. Вид с северо-восточной стороны Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь в деревне Кидекша, храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли*.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

— К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

— Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
— Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, ( смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.

Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»

Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».

Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.

Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.

Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.

Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.

— Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

— В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Успенский собор (1158-1161гг.) — Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
— В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
— А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

— Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

Дмитриевский собор во Владимире А теперь на компьютере расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор. Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

— При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).

— Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.

— Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

— Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Обобщение:
  1. Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.
  2. В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
  3. Почему на Руси считали храмы «книгой для неграмотных»?
  4. Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.
  5. В каких из них больше проявился русский характер?

Д/З: Учебник для 8 класса. Автор Ю.А Солодовников. стр. 73-76.


*
  1. Подробные изображения Софийского собора можно найти здесь.
  2. Источник фотографий Храма Покрова на Нерли
  3. Источник фотографий Успенского собора во Владимире
  4. Источник фотографий Дмитриевского собора во Владимире
Предыдущий урок | Следующий урок