Урок 3 Тема: От язычества к христианству.

Эпиграф:
И идут пастух и рыбарь
За искателем небес.
Н.Гумилев «Христос»

Музыкальный эпиграф: С.В.Рахманинов. «Благослави душе моя Господа».

Предварительная работа с учащимися:
  1. Подготовить отдельных учащихся к чтению фрагментов из «Песни о походе Владимира на Корсунь» А.К. Толстого.
  2. Учить наизусть стихотворение Б.Пастернака «Рождество».
  3. Выразительно читать фрагмент из книги В.Иванова «Русь изначальная».
Оборудование:
Магнитофон, книги: Н.В.Давыдовой «Евангелие и древнерусская литература», А.К.Толстой «Избранное», В.Д. Иванов «Русь изначальная» т.1.

Цель урока:

Знакомство с переходом древних росичей от язычества к христианству.

Задачи:

Обучающие: Развивающие: Воспитательные:

Ход урока:

Стояли в тени, словно в сумраке хлева
Шептались, едва подбирая слова,
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б.Пастернак

Как вы думаете, что для древнего россича было главным в жизни, в отношениях с родными, друзьями, с иноземцами, с которыми они торговали?
Пусть учащиеся попробуют найти нужные ответы (честность, ответственность, уважение и т.д.).

Вот как об этом пишет Валентин Иванов в своей книге «Русь изначальная»*:
«Люди были так честны, что в своих обещаниях вместо клятв говорили: «Если я не сдержу слова, то да будет мне стыдно». (читает учащийся):
«Под пологом ивняка Ратибор незаметно выполз на берег и, поднявшись на кручу, выпрямился во весь рост. Здесь, на чистом от деревьев месте, стоял врытый в землю безименный бог, былая надежда и хранитель неведомого россичам древнего племени. Был он громаден, в три человеческих роста. Вырубленный из твердого росского песчаника. Мертвый бог… Но по обычаю Ратибор обошел исполина, избегая наступить на длинную тень. Недостойно россича взять чужое, нельзя поднять потерянную или забытую кем-то вещь. Бесчестно позавидовать силе, ловкости и умению другого. И дурное дело – потревожить покой пусть и чужого, пусть никому не нужного бога забытых племен…»

Таким образом, мы убеждаемся в том, что древние славяне, как и другие народы, имели свои мифы, легенды, сказания. Древнерусское государство - наша национальная гордость, яркое воплощение идеалов русского народа. Стремление к душевной чистоте и способность к состраданию, стойкость, богатырский размах, любовь к родной земле, трудолюбие, терпимость, сочувствие – эти лучшие черты национального характера питали великие творения древнерусского искусства.

В начале X века все более укрепляется Киевская Русь, развивается общество. Человек вынужден не только вести диалог с природой, но и вступать в более тесные, иные, чем раньше, отношения с людьми. Перед ним стоят вопросы не только как жить в тяжелый неурожайный год, как выжить физически среди грозной, таинственной природы, но и как жить среди людей, как относиться к своим родственникам, к слуге, к соседу, князю. Кто друг, кто враг?

Языческая религия – религия природы - не могла дать ответы на эти вопросы.
Уход от язычества неизбежен был в развитии общества и человека. Благодаря связям с другими странами, их религии в X веке были хорошо известны на Руси. Русские купцы торговали с христианской Византией, с мусульманским Багдадом, с иудеями из Хазарии. Уже при князе Игоре (912-945г.) были на Руси христиане, а на торговой площади Киева стояла церковь Пророка Ильи. Утвердив внутренний порядок государства, после победы над древлянами, Ольга возвратилась в Киев.

Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории.
Ольга могла видеть торжественность обрядов христианства, могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, уверится в святости их учения.
Ольга захотела быть христианкой и сама отправилась в столицу империи и веры греческой, чтобы почерпнуть луч нового света в самом источнике. Она была торжественно принята в Царьграде и в 957 году крестилась, по преданию, от самого патриарха Фотия, в Константинополе. Церковь назвала святой, предание – хитрою, а история – мудрою.
Вспомните, почему князь Владимир выбрал, как и княгиня Ольга, христианство?

Прежде всего – это красота обряда, прекрасная спокойная музыка, и, конечно – убранство храма, но больше всего – любовь к человеку. Согласно летописи, только в 988 году киевский князь Владимир Святославич, внук княгини Ольги, увидев «заблуждение язычества», совершил второе, решающее Крещение Руси. Выбор веры, по преданию, носил эстетический характер. Послов Владимира потрясли красота, величие и великолепие византийского богослужения.
Здесь необходимо познакомить учащихся с описанием принятия христианства князем Владимиром в балладе А.К.Толстого « Песня о походе Владимира на Корсунь».
Почему необходимо именно через литературное произведение напомнить историю принятия христианства?
Такое обращение воспринимается легче, интереснее, чем сухое изложение исторических фактов, которые дети уже слышали на уроках истории, возможно смотрели по телевизору. А здесь – художественное слово!

Вернувшись в Киев, князь прежде всего крестил родных и близких. Разослал по городу гонцов с призывом всем идти к Днепру для крещения. Утром на другой день у Днепра собрались горожане, Владимир со священниками вышли на берег реки. Народ вошел в воду. Священники прочли молитвы, а князь поднял руки к небу и сказал: « Господи, призри на новых людей Твоих и утверди в них правую веру».
Христианство на Руси утверждалось иногда силой, но чаще оно приспосабливалось к языческому мировоззрению. Ставили в избах христианские иконы, а под крышами домов по-прежнему красовалось резное деревянное солнышко. Молились Богородице, просили ее о помощи, да не забывали пошептать старые заговоры и заклинания от разных невзгод - вдруг помогут. День Перуна совпал с днем Пророка Ильи. «Ходили в церковь, молились Илье Пророку, да не забывали и Перуну жертву принести. Невозможно было поверить, что грозный бог – лишь простая деревяшка…а не верить новому Богу еще страшнее».
Слушали люди христианских проповедников – одни в недоумении, другие в сомнении, третьи с верой и надеждой. Те же толковали им библейские повествования и главную книгу Библии – Евангелие, в котором даны основные законы новой веры.

Обобщение:

Д/З: учебник МХК, 8 кл. автор Ю.А.Солодовников, стр. 72-73

*Источник: http://lib.aldebaran.ru
Предыдущий урок | Следующий урок