Тема: Пейзаж в русской живописи
Цель урока:  Раскрыть значение природы как  в жизни человека, так и в пейзажном  творчестве.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся  с изображением природы до творчества художников-передвижников.
  2. Познакомиться с творчеством И.И Левитана как наиболее яркого представителя пейзажного жанра.
  3. Подвести учащихся к пониманию различных задач, стоявших перед художниками-импрессионистами и художниками-передвижниками в области пейзажа.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:
Эпиграф: Не то, что мните вы , природа:
Не слепок, ни бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
М.Ю. Лермонтов говорил так: «Я попросил природу,
И она – меня в свои объятья приняла»
Музыкальный эпиграф:  С.Рахманинов. Третий концерт для фортепиано с оркестром или П.Чайковский «Баркарола»

            В октябре 1871 года состоялась  в Петербурге первая выставка художников-передвижников. Среди картин была представлена  работа  Алексея Кондратьевича Саврасова ( 1830 – 1897 г.) «Грачи прилетели». Художник очень волновался, несмотря на то, что ее уже купил П.М Третьяков. Как примут зрители ее, поймут ли? Он много изъездил в поисках сюжета и нашел его в селе Молвитино.  Незатейливый пейзаж обычного русского села с церковью Воскресения, которых много в России. Он начал работать. Его переполняло  радостное  ощущение  весны, которым он жил эти дни, особенно чистый и легкий мартовский воздух.
Картину заметили. Особенно восхищался ею И.Н. Крамской. Он отметил, что на всех картинах  есть деревья, вода, воздух,  а «душа» есть только в «Грачах». Этот отзыв очень взволновал Саврасова , именно «душу» русской природы хотелось  передать художнику. Саврасов особенно тщательно работал над композицией картины. Уходящие  к горизонту дали – темнеющие  поля, освободившиеся от снега, вскрывающиеся реки - они не  видны были с того места, откуда смотрел художник. Но он ввел их в пейзаж, этим  показав простор, размах. Так пейзаж превратился в образ Родины.
Вы часто встречали  описание русской природы в произведениях русских писателей и поэтов. Возможно кто-то вспомнит стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова?
( читают учащиеся)
Какой замечательный образ природы создавал в своих произведениях И.С.Тургенев!  Давайте вспомним отрывок  из его романа «Отцы и дети»:
«места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то, слегка вздымаясь, то, опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…Попадались и реки с обрытыми  берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами… и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия  понемногу сжималось… «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…, но как их исполнить, как приступить?...»
Так размышлял Аркадий…, а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты, травы, повсюду звонкими нескончаемыми струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел, и понемногу ослабевая, исчезали его размышления…Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».
Что сближает этот отрывок из романа Тургенева с картиной Саврасова?
Как видим «идейный реализм» передвижников коснулся и той области живописи, где, казалось, не могло быть упрека в литературщине, - пейзаже.  Пейзажи художников, примыкавших к академической школе, изображали главным образом южную природу, «живописные» местности Италии, подражали старым  французским  мастерам. В этих картинах было больше заученных приемов, чем поэзии и интимности. В 60-70 годы эти картины не могли волновать зрителя. ( картина Сильвестра Щедрина) Считалось неприличным значительному художнику писать виды России. И только художники-передвижники смогли создать такие пейзажи, которые развивались в едином русле передовой реалистической культуры России второй половины XIX века.
Кто же продолжил дело, начатое Саврасовым? Это был его ученик Исаак Ильич Левитан (1850 – 1900 г.)  (сообщение о Левитане делает учащийся).
В воспитании молодых художников-пейзажистов огромную роль сыграло Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пейзажным классом  руководил Саврасов. Однажды Саврасов сказал Левитану, с восторгом глядя на его пейзаж: Ты обладаешь даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. Это – редчайший дар. Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя».
Левитан остро ощущал любовь к русской природе. Находясь во Франции на лечении в 1894 году он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия». Надо только всмотреться в его картины (зрительный ряд): «Весна – большая вода» - атмосфера дня ранней весны, трепетное состояние природы.
« Золотая Осень» -
«Март» - эти  три   картины пронизаны свежим мироощущением.
«Березовая роща» - 1889г. прост и скромен сюжет. Картина словно излучает изумрудный свет, кажется, что от нее  веет свежестью и запахами летнего солнечного дня. Ощущение мгновенно схваченной жизни природы. У кого мы встречали подобное? (импрессионисты).
Но в своем творчестве художник часто поднимался до идейно-художественных обобщений. Это и сделало Левитана выразителем настроений передовых людей своего времени. Такой  по своему значению стала картина Левитана  «Владимирка». (1894г). В одном из воспоминаний о  Левитане читаем: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном  вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была  полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска  в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ясным, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…»Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда - то,  звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…» И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубока затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили и том, какие тяжелые картины разворачивались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца».
Так возник замысел пейзажа, который называют историческим. Чувство, пережитое художником и перенесенное на полотно, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Эту картину Левитан подарил П.М.Третьякову.
В этом же году Левитан пишет картину «Над вечным покоем». Удивительна эта картина по своей композиции, она охватывает все три стихии – землю, воду, и небо. Какие чувства и мысли она рождает?  На всех картинах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами. Общий колорит картины белесо-свинцовый. Вода как единая масса  движется медленно, тяжело. Небо тоже находится в движении, но облака находятся  в беспорядочном, громоздящемся состоянии, сталкиваясь друг с другом. И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего просвета, облако, очертание которого напоминает островок в океане, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. Можно сказать, что это «небесная»  часть картины.
«Земная» часть ее – мыс  с приютившейся на нем старой церквушкой,  деревьями,  и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь, которую мы видим здесь, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти  человека, рождает это полотно.
Сама картина  звучит как грандиозная музыка. ( Звучит фрагмент из Шестой симфонии П,Чайковского)

Обобщение:

1.Теперь вернемся к нашей задаче, поставленной в начале урока. Чем пейзажи французских художников-импрессионистов отличаются от пейзажей художников-передвижников? 
2. Какое значение в нашей повседневной жизни имеет природа? Все мы понимаем, что ее надо беречь. Но как? (учащиеся дают ответы). Очень заметны в последнее время  большие вырубки леса, исчезают целые массивы. А как известно – лес – это наши легкие, лес держит воду, многочисленные родники радуют нас своей прохладой.